«…чудовище, живущее в топях болот. Взгляд у него силы страшной, дьявольской. Не укрыться от него никому. Поглядит он тебе в глаза, и откроется душа твоя для зла всякого. Взгляд его сжигает человека дотла, только куча золы остается. Имя его - Вий...»
Сегодня мы побывали на спектакле «Вий» Молодежного Театра города Узловая. Потрясающий спектакль, великолепная актерская игра! «Вий» — мистическая повесть Н. В. Гоголя, впервые опубликованная в его сборнике «Миргород».
Но главное - это история любви, история борьбы темного и светлого в человеке, история о силе веры в светлое начало и о готовности к самопожертвованию ради спасения другого человека.
‼ПОМНИМ ПЕДАГОГОВ-ФРОНТОВИКОВ
Александра Константиновна Рутковская (1910 – 2006)
Трудное детство выпало Александре. Проводив отца на войну, она попала в детский дом. После лихих лет войны маленькой Саше он казался раем небесным. Появилась еда и одежда, а главное - возможность учиться.
В 1930 г. началась ее трудовая деятельность сельской учительницы в деревне Хвошно Конезерского сельсовета Лужского района под Ленинградом. Там и застала ее Великая Отечественная война.
C 1 августа 1941 года по 31 января 1944 года деревня находилась в оккупации. Александра Константиновна стала связной. В ее задачу входило отслеживание передвижений вражеских войск.
Но однажды пришли двое. Сообщили, что оказия с продовольствием и боеприпасами передвигается в точку. И показали точку на карте. Когда увидела Саша, что карта немецкого производства, поняла, что перед ней провокаторы. Она была арестована. Потом был лагерь г. Вильянди (Эстония). Затем еще несколько лагерей в Германии. 2 мая 1945 г. наша армия освободила ее в числе тысяч пленных.
Много лет спустя, в 1953 году, в Ленинграде на заседании военного трибунала Александра Константиновна узнала обоих провокаторов.
В Сталиногорск (Новомосковск) А.К. Рутковская приехала после войны. 1 октября 1949 года в посёлке шахты № 15 была открыта начальная школа № 17. Педагогический коллектив состоял всего из 5 педагогов. Александра Константиновна стала директором школы.
Много лет А.К. Рутковская работала в школах г. Новомосковска. Учительницу начальных классов уважали родители, любили дети, ценили в учительском коллективе за молодость души и теплоту сердца.
В марте 1963 года награждена значком «Отличник народного просвещения».
Александра Константиновна никогда не падала духом, не опускала рук в трудные годы, всегда по-доброму относилась к людям. Отзывчивым, честным, порядочным, мужественным и мудрым человеком осталась она в нашей памяти.
?ПОМНИМ, ГОРДИМСЯ❗
Великая Отечественная война – это не только поле битвы, где столкнулись армии и идеологии, где было пролито огромное количество крови и где погибло бесчисленное множество людей, но и лаборатория, где наука смогла продемонстрировать свою колоссальную силу и значимость. Научные открытия и инженерные разработки, осуществленные в период войны, сыграли ключевую роль в обеспечении обороноспособности страны, повышении эффективности боевых действий и, в конечном счете, в достижении цели, к которой так стремился советский народ все те годы — Победы. Труд ученых, инженеров и конструкторов стал настоящим фронтом, где оружием были знания, а целью – спасение Родины.
Перед лицом смертельной угрозы научное сообщество Советского Союза сплотилось и сумело перенаправить свою работу на нужды фронта. Многие ученые добровольно ушли в действующую армию, а оставшиеся, трудясь в тылу, совершали настоящие научные подвиги. Огромные усилия были вложены в создание новых видов вооружения, совершенствование техники, разработку методов лечения раненых и организацию производства стратегически важных материалов. Каждое действие, совершенное, казалось бы, простыми людьми в годы войны, смогло приблизить русский народ к долгожданной победе, предотвратить кровопролитие и беспощадность фашистов по отношению к гражданам нашей страны.
Одним из ярких примеров научного подвига в период войны является разработка и внедрение в производство первого советского антибиотика – крустозина. Работа над созданием эффективного средства борьбы с инфекциями, осложнявшими лечение раненых, велась под руководством Зинаиды Виссарионовны Ермольевой, получившей титул «Мадам Пенициллин». В условиях дефицита оборудования и реактивов Ермольева и ее коллеги смогли выделить и очистить штамм гриба Penicillium crustosum, обладавший сильным антибактериальным действием. Производство крустозина было налажено в кратчайшие сроки, и уже к концу войны он спас жизни тысячам солдат. Разработка и внедрение препарата не только помогло снизить смертность от инфекционных осложнений, но и стало важным шагом в развитии советской микробиологии и фармацевтики.
Не менее значимым достижением стала разработка новых методов лечения травматического шока. Владимир Андреевич Неговской, работая в эвакуированном институте, смог создать метод оживления организма, находящегося в состоянии клинической смерти. Он был убежден, что человека можно спасти в любом случае, даже если кажется, что шансов на продолжение жизни практически не осталось. Его исследования в области патофизиологии и реаниматологии позволили значительно повысить выживаемость тяжелораненых бойцов, находившихся в состоянии шока. Метод Неговского, основанный на применении специальных растворов и переливании крови, был успешно внедрен в практику военно-полевой хирургии и спас тысячи жизней. Его вклад в развитие науки и медицины неоценим и до сих пор приводит людей в невероятный шок.
В период войны также интенсивно развивалась теория и практика радиолокации. Несмотря на то, что первые образцы радиолокационных станций были созданы еще в предвоенные годы, именно во время Второй мировой они получили широкое распространение и были значительно усовершенствованы. Ученые и инженеры работали над повышением мощности и точности РЛС, улучшением их помехоустойчивости и расширением функциональных возможностей. Были разработаны новые типы антенн, волноводов и электронных устройств, позволивших значительно увеличить дальность обнаружения и точность определения координат воздушных целей. Радиолокация стала незаменимым инструментом в системе противовоздушной обороны, позволив бойцам своевременно обнаруживать вражеские самолеты и эффективно отражать их атаки.
Война способствовала также развитию материаловедения и металлургии. В условиях дефицита стратегических материалов, ученые и инженеры разрабатывали новые сплавы и технологии их производства, позволявшие экономить дефицитные ресурсы и повышать прочность и надежность военной техники. Были созданы новые виды брони, обладавшие повышенной стойкостью к бронебойным снарядам. Разрабатывались технологии производства легких и прочных сплавов на основе алюминия и магния, которые использовались в авиастроении.
Огромное значение для хода войны имела работа химиков по созданию и совершенствованию взрывчатых веществ. В предвоенные годы советские ученые, такие как Николай Николаевич Семенов (впоследствии лауреат Нобелевской премии по химии), активно занимались изучением теории горения и детонации. Эти исследования позволили разработать новые, более мощные и эффективные взрывчатые вещества, которые использовались в авиационных бомбах, артиллерийских снарядах, минах и другом оружии. Важным достижением стало создание бронебойных снарядов с кумулятивным эффектом, позволявших эффективно поражать немецкие танки. Организация массового производства взрывчатых веществ в условиях военного времени также стала серьезной научной и технологической задачей, успешно решенной советскими химиками и инженерами.
Таким образом, вклад науки в Победу в Великой Отечественной войне огромен и многогранен. Открытие физических явлений, разработка химических соединений, внедрение медицинских препаратов и разработка технологических процессов – все это позволило Советскому Союзу создать мощную оборонную промышленность, обеспечить армию современным вооружением и техникой, а также спасти жизни тысячам солдат. Победа в Великой Отечественной войне – это заслуга не только бойцов, но и советских ученых, инженеров и конструкторов, благодаря открытиям которых над нашими головами сейчас мирное чистое небо. Память об их подвигах должна жить в наших сердцах и вдохновлять новые поколения ученых на служение высоким идеалам науки и прогресса во имя свободы и справедливости.
#НаукаДляПобеды71
История научных открытий, совершенных в Великой Отечественной войне под руководством Игоря Васильевича Курчатова, занимает особое место в истории отечественной науки. В этот трудный период, когда страна подвергалась тяжелым испытаниям, ученый проявил уникальный талант и устойчивость, что позволило добиться значительных успехов.
Гитлер, начиная войну против Англии 1 сентября 1939 года, считал магнитные мины оружием, против которого нет защиты. Мина, сброшенная в порт, спокойно пребывала на дне до того момента, пока над нею не проходил корабль, металлический корпус которого изменял магнитное поле Земли и происходил взрыв. Ленинградскому физико-техническому институту было поручено создать эффективный механизм защиты советских кораблей от этих мин. 9 августа 1941 года в Севастополь прилетели крупные ученые-физики Александров и Курчатов. После скорого отъезда Александрова на новое задание, группу возглавил Курчатов. В Германии учёные трудились, совершенствуя минное оружие. Но группа Курчатова работала напряжённо. В кратчайшие сроки были созданы эффективные методы защиты судов. Ни один корабль теперь не уходил в море без размагничивания и проверки. В течение ноября-декабря 1941 года Курчатов побывал в различных портах Крыма и Кавказа, где проверял ход работ по защите кораблей, оказывал необходимую помощь. В конце декабря такую же работу он провел в Баку. Постановлением Совнаркома от 10 апреля 1942 года за создание эффективных методов размагничивания кораблей и практическое их осуществление А.П. Александрову, И.В. Курчатову и еще шести участникам работ была присуждена Сталинская премия первой степени.
С помощью размагничивания советские корабли смогли снизить вероятность попадания в магнитные минные поля и увеличить свою выживаемость. Также была возможность производить более точные навигационные расчеты и обнаруживать вражеские корабли на большем расстоянии.
Эта разработка приблизила окончательную победу над нацистской Германией и её союзниками, помогла спасти многие тысячи жизней и стала настоящим героическим свершением советских физиков и одним из самых заметных триумфов науки СССР в тяжелое время Великой Отечественной войны.